Школа чистой речи «Чистоговорка»

Школа чистой речи «Чистоговорка»
10 Января 2019

Чистоговорка — средство, повышающее эффективность работы логопеда с детьми.

Чистоговорка - это зарифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. В методической литературе предполагаются приемы работы с чистоговоркой для отработки звукопроизносительной стороны речи, на развитие силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а так же для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.

Одним из приёмов развития речи детей является использование чистоговорок. Всем детям присуще влечение к рифмованным звукам. Благодаря рифме слова привлекают особое внимание ребёнка. Ввиду несформированности мотивационной сферы трудно вовлечь детей в активное участие в процессе, а это очень важно для достижения максимального результата.

Важным является создание проблемной ситуации, которая активизирует воображение ребенка, словотворчество, придумывание рифмы, формирует языковые способности.

С помощью чистоговорки можно развивать все стороны речи ребёнка. Использование данного приёма предоставляет ребёнку возможность создать «своё», придумать самому. Для этого берётся последний слог слова или последние два звука в односложном слове и повторяется в начале чистоговорки (са-са – вот идёт лиса).

Методы и приёмы используемые в работе над чистоговоркой:

Задания на карточках:

а) Скажи с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью)

б) Скажи голосом разным по тембру (как мишка, мышка)

в) Скажи тихо-громко

г) Скажи медленно-быстро

д) Скажи выделяя разные слова (ударяем молоточком на разные слова)

Добавь слог с определённым звуком:

са-са-са – ли…, са-са-са – колба…

ü Прошагай по слогам: ла-ла – ост-ра-я пи-ла

ü Закончи чистоговорку: са-са – … (каша, коза, коса)

ü Подбери слово с заданным звуком: са-са – лиса (хитрая, рыжая, пушистая,

смелая)

ü Повтори не ошибись: су-шу, су-шу – я письмо пишу

ü Поменяй звук: ал-ал- бал ( «л» на «р»), са-са – крыса (звук на «ш»)

ü Ответь чистоговоркой на вопрос: ла-ла – где юла? (ла-ла – на столе юла, использовать схемы)

ü Назови чистоговоркой один - много по картинкам (са-са-лиса, сы-сы-лисы, ис-ис-много лис)

ü Ответь чистоговоркой какой или какая, что делает (ла-ла – какая юла? Ла-ла – синяя юла, ла-ла-крутится юла)

ü Посчитай предметы (аш-аш-аш-один карандаш, ша-ша-ша-два карандаша, шей-шей-шей- пять карандашей)

ü Скажи наоборот, скажи ласково (ра-ра—высокая гора, ра-ра – низкая гора, лу-лу-стул в углу, лу-лу-стульчик в углу)

ü Придумай рассказ по картинке са-са-это лиса? Са-са-какая лиса? Са-са что делает лиса? Са-са - кого встретила лиса?

Использование схем (разные кружки по величине, по частоте), картинки, игрушки, театр.

Развитие словаря, грамматики и связной речи.

С помощью чистоговорок учить детей употреблять предлоги, согласовывать слова, придумывать новые слова, составлять небольшие рассказы.

Учитель-логопед Е.М.Пермякова


← Назад к списку новостей


Министерство образования и науки Российской федерации
© 2015 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад 135 города Тюмени
Разработка и поддержка сайта