Консультация для родителей на тему: «Воспитание и культура речи»

10 Января 2019

2019-01-10_171428.png

Воспитанием речи необходимо заниматься уже в младшем детском возрасте, когда развиваются основные черты характера ребенка, способствующие формированию его личности. На это важно указать, пропагандируя педагогические знания среди родителей. Существуют разнообразные соответствующие руководства. Авторы излагают основные этапы речевого и умственного развития дошкольника в соответствии с его физическим развитием. Они дают также разно­образные советы по руководству этим сложным процессом. Эти знания важны и для других лиц, занимающихся воспитанием.

После начала появления собственной речи к 3-му году ребенок постепенно преодолевает физиологическую недостаточность в результате не­соответствия между сильной потребностью в речевом общении в еще несовершенной моторной подвижностью речевых органов. В этот период трудностей речевого выражения ребенку нужно так­тично и незаметно помогать находить правильные формулировки. Эту задачу выполняют прежде всего члены семьи и воспитатели детских садов. Воспитание речи направлено на формирование по­нятий, расширение словаря и правильное использование речевых стереотипов. Ребенку показывают и называют предметы, лица и ситуации. Материал должен соответствовать возрасту и пониманию ребенка. Радостные эмоции вызывают различные детские стихи. От скороговорок, особенно у менее ловких детей, лучше отказать­ся, так как дети быстро теряют в этих случаях желание говорить. В дошкольном возрасте следует приучить ребенка к тому, что устная речь является основным средством общения, а жесты — вто­ростепенным. Ребенок должен овладеть, произношением и грам­матическими формами речи.

В дошкольном возрасте произношение еще не стабилизировано. Следует закреплять правильную артикуляцию и исправлять не­правильную воспитательными мерами. Это уже обучение артику­ляции. В форме фонетических игр ребенок упражняется в произ­ношении отдельных звуков и учится использовать их в речи. Одновременно у него развивается фонематический слух.

Воспитатели детских садов и учителя младших классов должны иметь особенно хорошую речь и владеть методикой воспитания речи.

Для профилактики заикания и других нарушений развития ре­чи важно правильное педагогическое руководство детьми в период бурного развития речи. В этот период, который характеризуется многими обусловленными развитием трудностями, надо беречь ре­бенка от повышенных речевых нагрузок, психических конфликтов. и осторожно помогать ему находить правильные формы речи.

При выраженной леворукости многие невротические и обуслов­ленные развитием нарушения можно предупредить, если генотип доминирующей стороны использовать, а не подавлять насильно. Если при переучивании на правую руку возникает нарушение речи, то прежде всего следует возвратиться к использованию доминиру­ющей стороны. Иногда только благодаря этому нарушение исправ­ляется. Многие речевые неврозы возникают вследствие длительно­го возбуждения; детей-невропатов следует беречь от конфликтных состояний.

2019-01-10_171434.png

Воспитание речи с целью профилактики речевых нарушений осуществляется прежде всего семьей. Родители должны иметь не­обходимые знания о развитии речи ребенка. Уже в конце прошлого столетия И. А. Сикорский предлагал создать педагогические амбулатории для родителей. Работа с родителями является действенным средством для нормального развития речи или устранения нарушения речи в естественных для ребенка усло­виях.

Критерием способности ребенка к обучению в школе является также его умение фонетически чисто, грамматически правильно и плавно говорить. Для своевременного поступления детей в шко­лу их предварительно обследуют приблизительно за год до того. У 20—30% детей обнаруживаются различные недостатки речи, из них 10% нуждаются в логопедической помощи для нормализации речевой деятельности к поступлению в школу. Большая часть таких детей страдает косноязычием, которое к поступлению в школу устраняется логопедом консультации.

Дети с тяжелой задержкой речевого развития и речевыми нев­розами должны как можно раньше начать посещать логопедиче­ский детский сад.

В школе особое значение приобретает предупреждение невро­зов. Часто скрытое заикание может снова проявиться в острой фор­ме, если учитель неблагоприятно действует на ребенка, требуя «молниеносных» ответов, чрезмерно критикуя недостатки или пос­тоянно делая замечания и т. п. Правильный речевой образец, тре­бование четкой артикуляции, особенно гласных, выразительность речи могут уменьшить заикание, а также полтерн, а иногда и устранить их. Воспитание речи в школе связано с ведущей ролью учителя. Его речь действует как образец для невольного подража­ния и целенаправленного воспитания. Речь учителя, особенно ло­гопеда, должна быть на высоком культурном уровне.

Консультацию для Вас подготовила

учитель-логопед Гирева Татьяна Федоровна


← Назад к списку новостей


Министерство образования и науки Российской федерации
© 2015 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад 135 города Тюмени
Разработка и поддержка сайта