Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста

Профилактика дисграфии  у  детей дошкольного возраста
15 Декабря 2020

Что такое дисграфия?

Дисграфия – неспособность овладеть в должной мере письмом, несмотря на сохранный интеллект, нормальный физический слух и зрение, это стало довольно распространённой проблемой начальной школы. Педагоги пришли к выводу, что профилактику дисграфии нужно проводить как можно раньше, с того момента, когда ребёнок только начинает знакомиться с графическим изображением букв.

Нужно понимать механизм дисграфии.

Для этого, необходимо знать, что мы обладаем, по крайней мере, тремя видами слуха:

· физический (позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, стук колёс поезда и т. д.);

· музыкальный слух (позволяет наслаждаться мелодией любимой песни, интонационно верно напевать знакомую мелодию);

· наконец, речевой слух (позволяет понимать речь, отличать один звук от другого); при недостаточности речевого слуха человек не различает схожие звуки (например, [с - з], [ш - ж], [ц - ч], [к - х], [з - ж] и др.), обращённую речь воспринимает искажённо.

Если у ребёнка нарушен речевой слух, то понятно, что ему очень трудно научиться читать и писать.

Давайте рассмотрим с вами примеры дисграфических ошибок:

  • пропуск букв,
  • перестановка букв чаще встречается в словах со стечением согласных звуков (двор – «довр»),
  • добавление лишней буквы (чаще всего той, которая уже есть в слове: дружно – «дуружно», «трактор-тарактор», девочка – «девочика»),
  • замены букв:

- звонких и глухих согласных (зима – «сима»),

- гласных о - у, ё - ю, е - и в ударном положении (Лёша – «Люша»),

- к - г - х (сухой – «сугой»),

- сонорных: р - л, м - н, й - л («Рома-Лома», «магазин – «магазим»),

- с - ш, з - ж, с - щ (собака – «шабака», жук – «зук», щётка – «сётка»),

- ч - щ, ч - ц, ч - т, ч - с (заяц - «заяс» - «заяч»),

  • оптические ошибки: в основе данных ошибок лежит нарушение зрительного восприятия (недописывание элементов букв, добавление лишних элементов, зеркальное написание букв).

Как помочь ребёнку с дисграфией?

Основное занятие ребёнка дошкольного возраста – игра. Предлагаем несколько игр, которые помогут вашему ребёнку выучить и запомнить графические изображения букв.

Игра с пластилином. Слепите вместе с детьми буквы из пластилина,

Попросите ребёнка закрыть глаза и попытаться на ощупь определить, какая это буква. Либо игра «Мешочек».

Игра со счётными палочками (мозаикой). Дети с удовольствием выкладывают буквы из счётных палочек и мозаики.

Буквы из проволоки. Взрослый может научить ребёнка делать буквы, изгибая тонкую проволоку в разных направлениях. Буквы сразу оживают, они могут шевелить ручками и ножками, кланяться и даже ходить по дорожке. Вместе с ребёнком сочиняйте забавные истории из жизни букв.

Занятие на прогулке. На прогулке нарисуйте палочкой на земле буквы и слоги или выложите из шишек, камешков, желудей или прутиков.

Развиваем тактильные ощущения. Для того чтобы ребёнок лучше запомнил графический образ букв, полезно научить его узнавать буквы тактильным способом. Для этого взрослый указательным пальцем «рисует» букву на руке, щеке или спине ребёнка.

Рисуем буквы в воздухе. Интересно и полезно «рисовать» буквы в воздухе указательным пальцем или всей рукой, как будто дирижируя. Причём в одном варианте рисует взрослый, а ребёнок отгадывает букву, а в другом, наоборот, рисует ребёнок, а отгадывает взрослый.


Игры на развитие слухового внимания

"Разговор шпионов"

Суть заключается в том, чтобы ребёнок, находясь от Вас на расстоянии 2-3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шёпотом. При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.

"Слышим звон и знаем, где он"

Попросите ребенка закрыть глаза и хлопните в ладоши (постучите, кашляните, топните, позвоните в колокольчик и т.д.). Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

Игры на развитие фонематического слуха

- Подбери слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка).

Упражнение "Редактор".

Для этого упражнения нужна книжка с достаточно крупным шрифтом. Ребёнок каждый день в течение пяти минут (не больше) работает над следующим заданием: "редактирует" (зачёркивает) в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, а или м,в дальнейшем переходим на усложнение.

Можно ли эффективно помочь детям с дисграфией?

Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть занятий - тренировка речевого слуха.

Чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах?

1.Заставлять ребёнка читать большие тексты, писать с ним большие диктанты.

2.Ругать ребёнка, показывать ему свое раздражение. Но чрезмерно хвалить и бурно выражать свою радость тоже не стоит. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе.

3.Стараться исправить всё и сразу. Например, добиваясь безошибочного списывания.

Как понять, что у ребёнка дисграфия?

Понаблюдайте за тем, как он пишет. В будущем понаблюдайте за школьными тетрадями.

Основными симптомами дисграфии являются специфические ошибки (не связанные с применением орфографических правил), возникновение которых не связано с нарушением интеллектуального развития ребёнка.

Брюханова Ксения Сергеевна учитель-логопед


← Назад к списку новостей


Министерство образования и науки Российской федерации
© 2020 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад 135 города Тюмени
Разработка и поддержка сайта